«Mazda»
 
Логотип «Mazda»
1962 — 2017 г. г
.
(«Toyo Kogyo»)
Лицензию на производство роторных двигателей, мощностью от 1 до 200 л. с. фирма"Toyo Kogyo» приобрела у «NSU"  27 февраля 1961 г. От первого экспериментального мотора «40А» (фирма «Mazda» выпустила уже в ноябре того же года рабочим объемом V= 386 см. куб.) до современного Ванкеля (рис.1) прошла первая эпоха. Первенец (Рис2) во многом напоминал  двигатель NSU «ККМ 400». И не только внешне, ресурс, как первых японских, так и немецких  двигателей составлял не более 300 моточасов, и определялся «долгоживучестью» радиального уплотнительного элемента, или началом задира рабочих поверхностей трохоиды (Рис.3). На первом этапе обе фирмы использовали угольные пластины, NSU на связке с сурьмой, а Мazda на связке из алюминия- для радиального уплотнительного элемента. Корпуса  NSU обычно изготавливались из чугуна с нанесенным на рабочую поверхность пористым хромом. В это время Мazda использовала другую технологию, на ее первых моделях на алюминиевый корпус сначала «напылялась», а затем наваривалась стальная лента, которая впоследствии хромировалась, а в более поздних моделях стальную обечайку использовали как вкладыш в литейную форму, заливаемую впоследствии литейным алюминием.
В целом, для деталей движения РПД были задействованы следующие материалы:
1. Для трохоиды — жесткий хром; твердые сплавы с иридием; чистый молибден; 10% молибдена и 90% стали; никосил и Enesil; хромовый молибден.
2. Боковые крышки — напыленный молибден; напыленная бронза; серый чугун, чаще с индукционной закалкой; сплав стали с Al и  Si.
3. Радиальные лопатки- Угольная сурьма или угольный Al; спецсостав с нитритом кремния; перлитный серый чугун о. Ferrotic, керамика.
4.Боковые упл. пластины-хромированный серый чугун; сталь.
…Н
арастающий выпуск роторных «мазд» служил золотой жилой для держателя патента — фирмы НСУ. За каждый выпущенный РПД «Тойо Когио» выплачивало по 14 долларов комисионных, которые, помножившись на все увеличивающуюся программу производства, представляли весьма внушительную сумму.
Рис.1
Рис.2
На рис. 3 изображена изношенная рабочая поверхность трохоиды после появления на ее поверхности поперечно наклепанных бороздок, образующихся вследствии высокочастотных колебаний радиальных лопаток о поверхность корпуса. Причина этого дефекта скрывается в области собственных резонансных частот радиальных лопаток, так как наиболее часто применяемые рабочие диапазоны и обороты двигателя как раз и лежат в зоне их действия. Способ борьбы с этим явлением заключается: в уменьшении массы радиальных лопаток (Рис4,5); изготовления их составными, наборными (Рис. 5,6); со специальными керамическими покрытиями; или просто обработанными по специальной технологии. Так например, трущиеся поверхности чугунных лопаток упрочняют лазерным лучем. На серию машин RX-7, «Mazda"дает гарантию в 100 000 миль пробега (интересно каких миль: сухопутных или морских ?).
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
К конструктивным параметрам этого двигателя мы вернемся несколько позже, так как об этом будет рассказано в специальном разделе о особенностях конструкции роторного двигателя. Но до этого сначала  «разберемся» в том, какие моторы выпустила «Mazda» за свою, более чем  сорокалетнюю историю, детально рассмотрим  ее модельный ряд, который частично отражен на рис. 7, и более полно в таблице 1.
Таблица 1
Марка двигателя
 
_____________________
  40 А
____________________
____________________
 
L8 A / 0353
____________________
____________________
____________________
  10A / 3820
____________________
12 A / 3830
____________________
 
400 / 3867
____________________
  400 / 3893
____________________
  10 A / 0810
____________________
____________________
 
10 A / 0820
____________________
  10 A / 3883
____________________
____________________     10 A / 8020
____________________
   10 A /3877
____________________
____________________
____________________
____________________
    3915
____________________
____________________     7 A
_____________________
 
  2002 (обр. от 10А)
_____________________
_____________________
    12A    9.4: 1
_____________________
 
12A    9.4 :  1
_____________________
    12A     9.4  :  1
_____________________
    12A / 3905     9.4: 1
_____________________
_____________________
    12A / R 612   9.4: 1
_____________________
_____________________
    12A                9.4: 1
_____________________
   12A                9.4: 1
_____________________
_____________________
    12A                9.4: 1
_____________________
    12A
_____________________
    12B
_____________________
    13B               9.1: 1
____________________      
13В          
_____________________
  
15A  
_____________________
    12A  SIP      9.4: 1
_____________________
    13B  9.2: 1
_____________________
    12A  9.4: 1
_____________________
    13B  9.2: 1
_____________________
    13B  9.2: 1
_____________________
    12A  9.4: 1
_____________________
    12A спорт 9.4: 1
_____________________
    13B Racing
_____________________
    12A             9.4 :1
_____________________
    13B Racing
_____________________
    13B Raging
_____________________
  
13B Raging
_____________________
  12A (
с посл. распред. заряда)
_____________________
_____________________
   
12A (турбированный)
_____________________
    12А (турб.) 8.5: 1
_____________________
    12А 9.4: 1
_____________________
    13B DEI
_____________________
  
13G Racing
_____________________
    13B Racing
_____________________
13B (турбиров.) 7.5: 1
_____________________
 
20 В
_____________________
 
13B DEI      9.4: 1
_____________________
  13B DEI       9.4: 1
_____________________
13B (
турбированный) 8.5: 1
_____________________
 
13J-M Racing (ралли)
____________________
_____________________
_____________________
  13B
_____________________
  13J-MM Racing
_____________________
  20B
_____________________
  13B VDEI     9.7: 1
_____________________
  13B (турбиров.) 9.1: 1
_____________________
13B (высокотурб.) 9: 1
____________________
  13B MSP-RE
_____________________
_____________________
 
HR-X
_____________________
  
HR-X2
_____________________
   13B Renesis
_____________________
  
13B Renesis
_____________________
   13B Renеsis
_____________________
   13B H2 Renesis
_____________________
   13BT Renesis
_____________________
   13BC Renesis
_____________________
13B-DI Renesis
_____________________
  Год
 
________
1961
________
  1962
________
  1963
________
  1963
________
  1963
________
  1964
________
  1966
________
  1967
________
  1967
________
  1967
________
  1968
________
  1968
________
  1968
________
  1968
________
  1968−72
________
  1969−72
________
  1968−69
________
  1970
________
  1970
________
  1970
________
  70-e
________
  70-e
________
  1971
________
  1971−75
________
  1970−71
________
  1970- 71
________
  1972
________
  1972
________
  1972
________
  1972−75
________
  1973
________
  1973
________
  1973
________
  1973
________
1973
________
  1973
________
1973−75
________
1973
________
1973
________
1973
________
1974
________
1974−75
________
  1976
________
  1976−78
________
  1976−78
________
  1977−78
________
  1977
________
  1977
________
  1979−80
________
  1979
________
  1980
________
  1980
________
  1981−85
________
  1982−85
________
  1983−85
________
  1984−85
________
  1984−85
________
  1983
________
  1983−84
________
  1984
________
  1984
________
  1984
________
  1984−85
________
  1986−89
________
  1986−89
________
  1988
________
  1987
________
  1987
________
  1989
________
  1989
________
  1989
________
  1989−92
________
  1989- 91
________
  1992
________
  1995
________
  1991
________
  1991
________
  1993
________
  1999
________
  2000
________
  2003
________
  2003
________
  2004
________
  2004
________
  2005
________
Назначение
 
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Прототип
_______________
Эксперим./протот.
_______________
Экпериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Kosmo L10A
_______________
Kosmo L 10 A
_______________
Kosmo
_______________
Sprint
_______________
Прототип
_______________
R100/ Presto
_______________
R100 (CША)
_______________
Kosmo
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
Экспериментальн.
_______________
RX-3 (Jp)
_______________
R100
_______________
RX-2
_______________
R 100
_______________
RX-2 (США)
_______________
Экспериментальн.
_______________
RX-3 (США)
_______________
Luce G. R. (Jp)
_______________
Luce G. R. AP (Jp)
_______________
Luce GRII (Jp)
_______________
Luce GRII AR (Jp)
_______________
RX-2
_______________
Le mann
_______________
Гоночный мотор
_______________
R130 (Jp)
_______________
Luce AP
_______________
Экспериментальн.
_______________
RХ-2
_______________
RX-4
_______________
RX-3 Nikki 2B1
_______________
RX-5 Cosmo
_______________
RX-4
_______________
RX3SP
_______________
Racing Kit
_______________
ралли
_______________
RX-7
_______________
Le Mans (ралли)
_______________
Le Mans (дисквал.)
_______________
Le Mans (ралли)
_______________
RX7 (США)
_______________
Luce, Cosmo, RX-7
_______________
Luce, Cosmo, RX-7
_______________
Luce, Cosmo, RX-7
_______________
RX-7  (S, GS, GSL)
_______________
Luce, Cosmo, RX-7
_______________
Rennen 757 (
cпорт)
_______________
Le mann
_______________
Racing
_______________
Пр-во гон. моторов.
_______________
Rx-7 (GSL-SE)
_______________
RX-7 (
2 поколение)
_______________
RX-7 Turbo II
_______________
Rennen 767 (
cпорт)
_______________
MX-03
_______________
Max Rev10000г. pm
_______________
Luce (Jp, 929)
_______________
Rennen 767
_______________
Eunos Cosmo
_______________
Облегченный
_______________
Облегченный
_______________
«REW"(
3 поколение )
_______________
Exp. RX-01
_______________
Rennen787,Le Mans.
_______________
Exp. (
водородный)
_______________
Exp. (
водородный)
_______________
RX-Evolv
_______________
Прототип RX-8
_______________
Серийный RX-8
_______________
Еxp. (
водородный)
_________________
Прототип (турбо)
_______________
Прототип (компр.)
_______________
Прототип
_______________
Рабочий
объем см. куб.
____________
       1×386
____________
      1×399
____________
       2×399
____________
      3×399
____________
      4×399
____________
      2×491
____________
      2×573
____________
      2×395
____________
      2×495
____________
      2×491
____________
      2×491
____________
      2×491
____________
      2×491
____________
      2×573
____________
      2×491
____________
      2×491
____________
      2×491
____________
     1×358
____________
     1×358
____________
      1×360
____________
      1×573
____________
      1×654
____________
      4×491
____________
      2×491
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
    2×1064
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2 x  573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×573
____________
      2×654
____________
      2  х 654
____________
      2×737
____________
      2×573
____________
      2×654
____________
     2×573
____________
    2×654
____________
     2×654
____________
     2×573
____________
      2×573
____________
     2×654
____________
     2×573
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×573
____________
     2×573
____________
     2×573
____________
     2×573
____________
     2×573
____________
     2×654
____________
    3×654
____________
    2×654
____________
    2×654
____________
    3×654
____________
    2×654
____________
    2×654
____________
    2×654
____________
    4×654
____________
    3×654
____________
    2×654
____________
    2×654
____________
    4×654
____________
    3×654
____________
    2×654
____________
    2×654
____________
2 x 654
(интерколер)
____________
    2×654
____________
    4×654
____________
     2×499
____________
    2×499
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
     2×654
____________
Мощность
 
_________________________
                   _
_________________________
                    _
_________________________
                    _
_________________________
                    _
_________________________
160 / 6000 об. мин.
_________________________
                    _
_________________________
  125 / 7000 об. мин.
_________________________
                    _
_________________________
                    _
_________________________
110 / 7000, max. 135Nm/ 3500
_________________________
128/ 7000, max. 142 Nm/ 5000
_________________________
100 / 7000 об. мин.
_________________________
105 / 7000 об. мин.
_________________________
  120 / 6500 об. мин.
_________________________
100 / 7000, max. 137 Nm/3500
_________________________
100 / 7000, max. 129 Nm/ 4000
_________________________
128
_________________________
35
_________________________
                 _
_________________________
                 _
_________________________
половинка 12А
_________________________
половинка 13В
_________________________
180 / 6000 об. мин.
_________________________
105 / 7000 об. мин.
_________________________
100 / 7000, max. 129 Nm/4000
_________________________
120 / 6500 об. мин.
_________________________
100 / 7000, max. 129 Nm/ 4000
_________________________
102 / 6800, max. 137 Nm/ 4000
_________________________
185  280Nm
_________________________
102 / 6800. max. 134 Nm/ 4000
_________________________
120/6500, max. 162 Nm/3500
_________________________
115/6500, max. 159 Nm/3500
_________________________
130/7000, max. 168 Nm/4000
_________________________
125/7000, max. 164 Nm/4000
_________________________
  97/6500, max. 134 Nm/4000
_________________________
  250 / 8000 об. мин.
_________________________
  250 / 9500
_________________________
  125/6000, max. 175Nm/3500
_________________________
  135/6500, max. 81.5Nm/4000
_________________________
  135/5750, max. 203 Nm/ 3500
_________________________
97/6500, max. 134Nm/4000
_________________________
110/6000, max. 164 Nm/3500
_________________________
95/6000, max. 143Nm/4000
_________________________
110/6000,max. 168Nm/4000
_________________________
110/6000, max. 168Nm/4000
_________________________
95/6000, max. 143 Nm/4000
_________________________
250/9000
_________________________
290/9000
_________________________
100/6000, max. 147Nm/4000
_________________________
285/9000
_________________________
300/9000
_________________________
290/ 8500
_________________________
100/6000, max. 147Nm/4000
_________________________
130/7000 об. мин.
_________________________
160/6500, max. 231Nm/4000
_________________________
165/6000, max. 231 Nm/4000
_________________________
101/600,  max. 149Nm/4000
_________________________

_________________________
450/8500
_________________________
Sprint-330, Ausbauer-310
_________________________
500/7800, max. 456Nm/7500
_________________________
500/9000
_________________________
135/6000, max. 186 Nm/2750
_________________________
146/6500, max. 193 Nm/3500
_________________________
182/6500, max. 256Nm/3500
_________________________
500/8500
_________________________
320/7000
_________________________
           —
_________________________
177/6500, max. 253Nm/3500
_________________________
630/9000.
_________________________
280/6500, max. 402NM/3000
_________________________
160/7000, max. 196Nm/4000
_________________________
200/6500, max.274Nm/3500
_________________________
255/6500, max. 304Nm/5000
_________________________
220/8500, max. 223Nm/6500
_________________________
700/9000, max. 607Nm/6500
_________________________
100                   127Nm
_________________________
100
_________________________
280/9000
_________________________
250/8500
_________________________
192 — 250 (D 192 -231)
_________________________
210
-на бензине, 110 на водороде
_________________________
360
_________________________
360
_________________________
Впрыск бензина.
_________________________

Приобрести кроссовки:красные кроссовки нью баланс купить в Одессе,кроссовки New Balance 420